Обзор изменений в международной торговле кофе за последние 20 лет

Андрей Савинов

Международная организация по кофе — ICO — опубликовала доклад, содержащий анализ изменений в международной торговле кофе за последние 20 лет. Сравнивались данные двух периодов: 1992–1996 гг. и 2012–2016 гг.

Основное внимание было уделено следующим аспектам:

  • изменениям в объемах экспорта и импорта, в том числе в их распределениях по различным регионам;

  • соотношению между арабикой и робустой в общем объеме экспорта;

  • оценке доли готовой продукции в общем объеме экспорта.

В целом рост производства зеленого кофе составил 61%, потребления — 55%. Внутреннее потребление в странах производства росло опережающими темпами (за 20 лет оно почти удвоилось), в результате доля продукции, идущей на экспорт, сократилась с 77 до 72%.

Несмотря на это, кофе продолжал оставаться в числе основных товаров мировой торговли сельскохозяйственной продукцией. Стоимость экспорта кофе в 2016 году превысила 19 млрд долл. США.

В целом в мире в производстве кофе занято более 25 млн хозяйств. Например, в Колумбии в кофейной отрасли занято 800 тыс. человек — 17,4% занятых в сельском хозяйстве страны.

В таких странах, как Бурунди, Уганда, Эфиопия, доля поступлений от экспорта кофе в общем объеме валютной выручки этих стран составляет от 10 до 40%.

Кофе, однако, играет важную роль и в странах с более развитой экономикой. Развитие кофейной промышленности в Бразилии и во Вьетнаме существенно диверсифицировало их экспорт, снизив зависимость от изменений конъюнктуры на рынках других товаров их традиционного экспорта.

В США — крупнейшем потребителе кофе в мире — экономическая активность, связанная с кофе, обеспечивает 1,7 млн рабочих мест и на ее долю приходится 1,6% ВВП.

По итогам исследования сделано пять основных выводов:

1.      Кофейное производство за рассматриваемый период возросло на 61%, экспорт — на 57%.

2.      В экспорте наблюдается тенденция к дальнейшей концентрации. Если в начале 90-х годов на долю 10 ведущих стран-поставщиков приходилось 75% мирового экспорта, то в начале 2010-х — уже 86%. В результате производство стало менее диверсифицированным в региональном аспекте, а риски, связанные с возможными перебоями в поставках из той или иной страны, входящей в число ведущих стран-экспортеров, возросли.

3.      В импорте, наоборот, возросла диверсификация. Количество стран, на которые приходится более 90% поставок, увеличилось за 20 лет вдвое: с 21 до 40.

4.      Арабика продолжает оставаться доминирующим видом, на нее приходится 2/3 экспорта. Вместе с тем в течение рассматриваемых 20 лет поставки робусты росли опережающими темпами. Это было вызвано повышением спроса на растворимый кофе в новых странах-потребителях, возможности для удовлетворения которого были обеспечены стабильным наличием робусты, обеспеченного в первую очередь за счет роста производства во Вьетнаме.

5.      Доля готовой продукции в экспорте кофе возросла, но незначительно. Более 90% экспорта представлено зеленым зерном, а производство добавленной стоимости осуществляется в странах потребления.